(4.06.2019, ТАСС)
Удмуртия рассчитывает в течение шести лет потратить на реализацию национальных проектов более 95 млрд рублей. Как итог, экспорт продукции АПК из республики должен вырасти в 5,5 раза и достичь $10,2 млн в 2024 г., а число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства — увеличиться с 207 тыс. до 245 тыс. человек, рассчитывают власти региона. Основной объем госсредств в виде субсидий, льгот и грантов достанется местному бизнесу.
"Понятно, что на те гранты, которые мы вправе дать, всегда найдутся желающие. Но не всем бизнесменам хватает знаний и опыта довести свой проект до чистой прибыли. Мы хотим уйти от бездумного освоения денег, а для этого важно подготовить компании, обучить их. Эта подготовка значительно снижает вероятность провала проекта на стадии реализации", — говорит министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики Ольга Абрамова.
В этом регионе пошли по пути профподготовки и запустили обучающие программы — экспортный и бизнес-акселератор, а также акселератор для сельскохозяйственных предприятий. Программы курирует правительство Удмуртии: за первые две отвечает подведомственная Минэкономразвития Корпорация развития Удмуртской Республики, а за обучение аграриев — Министерство сельского хозяйства региона. Каждый акселератор имеет свои требования к "абитуриентам" и дает определенные бонусы "выпускникам", говорят в правительстве региона. При этом участие во всех трех акселераторах бесплатное.
Грантов на всех не хватит
Первый поток акселератора "Я — фермер" стартовал в этом году, обучение проходят 300 человек, выступивших с инициативой развивать АПК в республике. Этот год — пилотный, в будущем акселератор будут запускать не весной, а осенью — после того, как предприятия закроют сельскохозяйственный год, говорит Абрамова.
Работа в обучающем акселераторе делится на три этапа. На первом этапе лекторы (ими могут быть преподаватели, бизнесмены или чиновники) рассказывают о сложностях, которые сопровождают любой сельскохозяйственный проект. Дальше идет обучение экономическим и юридическим аспектам работы фермера. На третьем этапе компании делят на группы и знакомят с работой уже состоявшихся производств.
"Мы приглашаем финансовые институты, работающие с аграриями, рассказать о действующих инструментах поддержки", — отмечает Абрамова. Сейчас участники первого акселератора пишут свою выпускную работу — собственный инвестпроект, который им предстоит защитить.
У республики есть давние проблемы с освоением сельскохозяйственных земель. Из 1,8 млн га сельхозназначения фактически используется только 1 млн га. При этом часть земель, пригодных для сельского хозяйства, давно превратилась в лес. В регионе пытаются возродить индустрию выращивания льна, развивают животноводство и производство молочной продукции. Под новые проекты АПК для компаний малого и среднего бизнеса на этот год из федерального бюджета выделено 149 млрд рублей.
"Неплохие деньги чтобы поддержать порядка 40 крестьянско-фермерских хозяйств и до 5 кооперативов", — считает министр сельского хозяйства республики.
Оценкой инвестпроектов и отбором получателей грантов регионы занимаются самостоятельно. Удмуртия решила давать гранты лучшим выпускникам акселератора.
"Мы понимаем, что из 300 человек, которые обучаются, получат деньги только 43 фермера. Выбирать победителей будет комиссия. В нее войдут финансовые институты, региональные власти, те, кто принимал участие в обучении", — рассказали в Минсельхозе Удмуртии.
Знания — прибыль
Участникам бизнес-акселератора — представителям малого и среднего предпринимательства (МСП), в отличие от фермеров, гранты по окончании обучения не дают. Но власти считают, что выпускники этих курсов получат навыки, позволяющие увеличить прибыльность своего бизнеса. "Наша задача — в год обучать три потока по 100 компаний. Учеба проходит по выходным. К концу года ожидаем, что 100 участников обучения удвоят прибыль", — отмечает генеральный директор Корпорации развития Удмуртской Республики Константин Сунцов.
"Мы подписаны на рассылку корпорации, и нам пришло уведомление об открытии акселерационной программы. Пообещали двукратное увеличение выручки, поэтому мы туда и пришли. Обычно я не один хожу на лекции, беру с собой еще кого-то из топ-менеджмента", — рассказывает директор ООО "Технология" Александр Репин. Компания базируется в Ижевске, но занимается проектированием промышленных объектов по всей стране.
На курсах учат подбору персонала, маркетингу, рекламе, но делают это не учителя, а бизнесмены и коучи. Сунцов утверждает, что бизнесу неинтересно слушать теорию экономики. "Мы приглашаем предпринимателей и лекторов из Москвы, из других регионов. Иностранные коучи тоже приезжают. Несколько раз мы организовывали интернет-конференции", — отмечает он.
Каждую субботу участникам тренингов дают домашние задания, за которые выставляются оценки. Чем выше общий балл, тем больше шансов, что банки и инвесторы — партнеры акселератора — предложат сотрудничество. "Каждая компания дорожит своим рейтингом. Если ты не выполняешь задания, то могут и отчислить. Как минимум, это позорно", — говорит коммерческий директор мебельной компании "Мама" Наталья Богданова, еще один участник первого набора МСП-акселератора.
На заключительном занятии участники представляют свои выпускные работы — инвестпроекты. Лучшим выпускникам Удмуртский фонд поддержки предпринимательства предоставит займы под 1% годовых. "Мы поначалу опасались, что слишком много слушателей собираем в одну группу: 100 компаний на курсе — значит, от 100 до 200 слушателей. Но оказалось, что это удобный формат. Все предприниматели перезнакомились и уже продали друг другу свои услуги", — шутит Сунцов.
В Корпорации развития Удмуртии пока не знают, будут ли им выделены средства под программу на следующие годы. "Но мы в любом случае намерены продолжать этот формат. При отсутствии госфинансирования сделаем участие в акселераторе платным и будем привлекать больше коммерческих партнеров. Потому что мы видим конкретные результаты: первые компании учатся с марта, а средняя выручка по ним уже выросла на 20%. А значит, растет и налоговая база в регионе", — говорит глава корпорации. В 2018 году власти Удмуртии собрали 3,8 млрд рублей налогов с предприятий малого и среднего бизнеса. В 2019 году эта цифра должна возрасти до 4 млрд рублей.
"Вишенка на торте"
Дороже всего местным властям обходится экспортный акселератор, говорит первый заместитель председателя правительства Удмуртии Александр Свинин. И это несмотря на то, что в нем обучается меньше всего компаний — только 36 в год (в сельскохозяйственном и бизнес-акселераторе — почти в 10 раз больше).
"Все три акселератора финансируются за счет средств федерального и регионального бюджетов в соотношении примерно 80% к 20%. Но в экспортном акселераторе предусмотрены выезды за границу, участие в выставках и бизнес-миссиях. Поэтому каждый слушатель этого курса — дорогой", — подчеркивает Свинин.
Регион готов тратиться на этих учеников, но самих компаний, претендующих на экспортные лавры, пока немного, сетует замглавы правительства.
36 участников этого года распределены по трем группам, и первые 12 начали обучение в марте. Среди участников — промышленные компании, текстильные предприятия, компании АПК и швейная фабрика. "В процессе обучения мы оставляем за собой право перенастройки компании и даже создания определенного экспортного отдела внутри нее", — говорит руководитель удмуртского Центра поддержки экспорта Валерия Антоненко.
На первом этапе компании мотивируют на достижение определенного результата. Далее участники работают с экспертами, отрабатывают навыки и компетенции, а следом начинается годовой период постакселерации, когда компании заключают экспортные контракты и выполняют план по продажам, пользуясь поддержкой экспертов школы. Прийти в программу, не имея ни представления об экспорте, ни начальных каналов сбыта, нельзя, так как без этого невозможно грамотно выстроить экспортную стратегию.
Так, участник акселерационной программы, глава удмуртского предприятия "Био Терра" Евгений Соковиков уверен, что сможет получить европейский экологический сертификат на свою продукцию, а это позволит выйти на рынки Италии и Испании. Компания производит натуральные чипсы и овощные заготовки, при этом овощи не жарятся в масле, а высушиваются в СВЧ-печах. Продукция выпускается под брендом "Вегенсы". Предприятие уже работает со странами СНГ и ведет переговоры с Торгово-промышленной палатой РФ о выходе в Европу.
Другой участник экспортного акселератора, фабрика Estelavia, специализируется на пошиве свадебных платьев. Компания представлена уже в Хорватии и Чехии, но менеджмент хочет экспортировать товары в другие европейские страны и в Китай.
В прошлом году предприятия Удмуртии экспортировали товаров на $2,4 млн. Для сравнения, расположенная всего в 500 км от Ижевска Самарская область заработала на экспорте $300 млн. Но Самара продает зерно — высокомаржинальный и востребованный продукт, тогда как Удмуртия в силу климата ориентирована больше на животноводство и текстильную промышленность, поясняет министр сельского хозяйства региона. Чтобы нарастить экспорт, нужно уметь продавать не только товар, но и бренд, и услугу, отмечают власти Удмуртии.
Экспортный акселератор — это "вишенка на торте", "старший" инструмент развития, считает вице-премьер правительства региона. Сюда приходят те, кто уже прошел стадии микро- и даже среднего бизнеса, добился успеха на внутреннем рынке, а также имеет представление о том, насколько сложно продавать свою продукцию за рубеж.
Группы бизнес-подготовки
Все три инструмента поддержки в конечном счете приносят деньги в казну региона, убежден Свинин.
"Мы могли бы не создавать отдельные акселерационные программы, не разбивать людей на группы, не писать программы обучения. Могли бы собрать 25 тыс. предпринимателей на стадионе, прочитать им лекции в микрофон и сделать оттуда красивые снимки, чтобы отчитаться потом о проделанной работе. Но нам важно, чтобы каждая из компаний стала больше зарабатывать. И чем больше будут зарабатывать они — тем больше будет зарабатывать регион", — уверен он.
С этой же целью местные власти создадут еще один инструмент, так называемый преакселератор. Эта обучающая программа будет рассчитана на тех, кто только планирует стать предпринимателем, но не знает как. "Там мы "дорастим" компании до состояния крепкого малого бизнеса. Потом они придут в акселератор МСП и в конце обучения станут уже средним бизнесом. А потом смогут прийти учиться экспорту и дорастут до крупного игрока", — рассчитывает Свинин. Преакселератор в республике может заработать уже в следующем году.