Ксения Гаранина
Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина рассказала в интервью "Волга Ньюс" какие компании готовы участвовать в создании Научно-образовательного центра (НОЦ), что потребуется для реализации этого проекта, сколько это будет стоить и, как понимать фразу губернатора Максима Решетникова про "перезагрузку" высшего образования.
— Какие компании и организации уже решились поддержать создание Научно-образовательного центра (НОЦ) в Пермском крае?
— В НОЦ войдет Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, два ведущих национальных исследовательских университета — Политехнический и Классический, и, конечно, представители бизнеса. Очень важно, что это предприятия не только крупного, но и среднего бизнес-сектора. Основные компании, которые не просто дали согласие войти в НОЦ, а органично в него вписались — ЛУКОЙЛ, "Метафракс", "Ростех", "Газпром", "Уралкалий", СИБУР, "Пермская научно-производственная приборостроительная компания", работающая в нашем регионе с высокими технологиями в области фотоники, и целый спектр крупных и средних предприятий Пермского края.
— Направление, которое выбрал пермский НОЦ, это "рациональное недропользование". Над чем будут работать в новом центре?
— В рациональное недропользование входит шесть основных направлений — минеральное сырье, нефть и газ, химические технологии, энергетика и машиностроение, новые материалы и вещества, природоохранные ресурсы и сберегающее производство.
— Достаточно ли у Перми ресурсов для того, чтобы создать полноценный НОЦ? Какие сферы требуют усилений и особо серьезных финансовых вложений? Хватит ли краю специалистов?
— У нас очень сильное производство, но очень разрозненное. Например, химия представлена в нескольких направлениях в разных компаниях, но связующего звена между этими организациями нет. НОЦ и нужен для того, чтобы связать воедино производство и науку в различных компаниях. Можно сказать, что не хватает практически всего, но, в тоже время, есть все, чтобы начать реализацию НОЦ. В частности, нам нужны студенты самого высокого класса, то есть с наивысшими баллами по ЕГЭ и с желанием заниматься наукой. С этим надо работать, чтобы лучшие кадры не уезжали, а оставались в Перми, видя какие у нас перспективы. Нам нужны лучшие преподаватели и ученые. У нас много хороших преподавателей и специалистов, но пришла пора выходить на мировой уровень. Необходимы общие площадки и общие лаборатории. Создавать однотипные лаборатории в самых разных местах, начиная с предприятий, заканчивая вузами, — сегодня уже не то время. Лаборатории должны быть сетевого пользования. Их необходимо оборудовать по мировым стандартам. Конечно, мы собираемся заявляться на различные тендеры. Но и предприятия готовы помогать создавать лаборатории. Будет необходимо вкладываться технологиями, оборудованием, людскими ресурсами. Но больше всего сейчас не хватает тесного взаимодействия, когда можно было бы делиться технологиями внутри одного кластера. Сейчас мы стремимся эту ситуацию изменить.
— Почему Пермский край решил так активно включиться в работу по проекту создания НОЦ?
— У нас много производств, которые близки друг к другу по ведущим направлениям. Например, "Уралхим" связан с химическим производством и с минеральными удобрениями. Химией занимаются и ЛУКОЙЛ и "Метафракс". Однако параллельное продвижение в науке — это неправильно. Давно нужно думать о том, чтобы объединяться.
— Планируется ли сотрудничество в рамках НОЦ с другими регионами?
— В обязательном порядке. Мы живем не изолированно, и наш регион — часть большой страны. Предприятия по сходным и сквозным технологиям должны объединяться. Я знаю, что уже есть намеченные перспективы совместного ведения проектов вузов и предприятий. Также наши вузы могут стать сателлитами и способствовать развитию других НОЦ, созданных не в Пермском крае.
— Почему именно Пермь вошла в тройку лидеров, где будет создан один из первых НОЦ?
— Всего за несколько лет будет создано 15 НОЦ по стране. В этом году планируется запустить 4-5 центров. Наш регион считается наиболее подготовленным к этому проекту. Мы приступили уже к его созданию, несмотря на то, что конкурс будет объявлен только на днях.
— НОЦ это дорогостоящий проект. Сколько денег планируется привлечь из федерального бюджета, а сколько планирует вложить сам регион?
— Вопрос сложный. Потому что из федерального бюджета выделяются на этот проект на самые большие деньги — около ста миллионов в год. Региональному бюджету придется вложить достаточно много средств. И сейчас точно никто не скажет сколько. Все зависит от того, нужно ли будет строить единое пространство, перевозить куда-то лаборатории, и что требуется для их оснащения. Это очень сложно подсчитать. Мы пока не готовы сказать во сколько это нам обойдется, но ясно, что это будет значительная сумма. Важнее сейчас сама идеология создания НОЦ и те результаты, на которые мы нацелились. Вопрос с деньгами будет решаться по мере необходимости. Дело в том, что все равно их надо вкладывать в развитие прикладной науки, производств, в поддержку научной среды, преподавателей, в удержание наших студентов и в хорошие предложения по получению образования. Все это требовало бы денег и без акцента на НОЦ. НОЦ — это инициатор многих процессов, связанных с развитием как производств, так и образования и науки.
— Пока неизвестно где территориально будет располагаться НОЦ и будет ли это каким-то единым закрытым пространством?
— Это преждевременный вопрос. Потому что вряд ли НОЦ понимается как единое здание и единое пространство, куда стекалось бы все, что связано с университетами, с производством и так далее. Это точно будет распределенный механизм сетевого взаимодействия между различными структурами, вузами и производствами.
— На днях губернатор Пермского края Максим Решетников в ежегодном годовом отчете сказал: "Срочно нужно перезагрузить высшее образование, иначе мы потеряем всю конкурентоспособность". Что подразумевается под этой "перезагрузкой"?
— С одной стороны мы имеем достаточно сильные вузы. В нашем крае два национальных исследовательских университета, где идет серьезное развитие науки, имеются хорошие преподаватели и учатся талантливые студенты. Но настоящее время требует большего. Требуется даже не плавное системное развитие, а мощнейшее движение. И это должно происходить уже сейчас. Поэтому определяются новые стратегии и новые цели, амбициозные задачи. Идет перезагрузка системы высшего образования. Это перезагрузка на, может быть, более труднодостижимые результаты, но они крайне необходимы нашему региону.